Рынок электрокаров в Украине стремительно растет, а вследствие этому увеличивается парк электрозарядных станциях для автомобилей. Ведь именно данные устройства обеспечивают значительную экономию и ускоряют «заправку» авто. Что же нужно знать о зарядке и использовании электрокаров в нашей стране и как выбрать зарядную станицю для электромобиля, чтоб обеспечить ее универсальнойсть и максимальную скорость заряда?
Cогласно заявлениям производителей, современные электрокары в зависимости от мощности аккумулятора на одной зарядке способны проехать от 150 до 300 км, чего вполне достаточно для ежедневных поездок на работу.
Электроэнергия в Украине намного дешевле нефтепродуктов
и электрокары или гибриды – отличный вариант для второй машины в семье, и в принципе даже вариант единственного средства передвижения, но только в случае, если человек не ездит далеко от крупного города или от дома. В любом случае при покупке электрокара нужно сразу задуматься о том, как и где заряжать автомобильный аккумулятор.
Вопрос зарядки электрокара
Стоимость зарядки электромобиля от домашней электросети можно уменьшить за счет использования двух- и трехтарифных счетчиков. При их применении с 23:00 до 07:00 стоимость потребления 1 кВт рассчитывается со скидкой 50 %. Например, для аккумулятора емкостью 24 кВт-ч (хватает примерно на 100-150 км) стоимость зарядки составит не более 20 грн, что в разы меньше затрат на бензин. Развивается инфраструктура и коммерческих зарядных станций для электрокаров, однако экономия здесь не столь очевидна, да и время зарядки может составлять от 30 минут до нескольких часов, потому это скорее полезный вспомогательный вариант. А вот использование электросети на работе, наоборот, рациональная альтернативна каждодневной домашней зарядке электрокара.
Бытовые и коммерческие решения
Порядка 60-70 % всех установленных в мире автомобильных зарядных станций – это зарядные станции для бытового применения. Остальную часть создают представители парковочных зарядных станциях, которые подходят для коммерческих целей, и быстрозарядных станциях постоянного тока, которые нужны для построения инфраструктуры электромобилей на автомагистралях, СТО, автозаправках, в торговых центрах и на других объектах.
Типы зарядных станций
Вообще заряжать электромобили можно тремя стандартными способами, которые маркируются в зависимости от режима зарядки – Mode2, Mode3 и Mode4.
Самый простой режим Mode2 подразумевает подключение электромобиля зарядным силовым кабелем к стандартной розетке с заземлением. В этом режиме электрокар можно зарядить практически в любом месте, где есть электричество. Однако мощность, которую может принять электромобиль, ограничена значением в 3 кВт. При максимальном токе в розетке в 16 А ток зарядки здесь составляет не более в 12 А. Таким образом, время полной зарядки аккумулятора, например, емкостью 24 кВт-ч в режиме Mode2 составляет 8-10 часов и более.
При зарядке электрокара в режиме Mode3 подключение силового кабеля происходит не к розетке, а к одному из двух типов силовых разъемов – T1 (азиатский и американский стандарты) или T2 (европейский стандарт). Здесь уже необходима зарядная станция для бытового или коммерческого использования и кабель с соответствующим разъемом. Зарядка, как и в предыдущем случае, происходит переменным током. При этом устройство обеспечивает безопасный режим зарядки, максимально экономя ресурс и увеличивая срок службы аккумулятора электрокара.
Отдельно стоит отметить быстрозарядные станции Mode4, мощность которых составляет 50 кВт и больше. В данном случае зарядка происходит постоянным током напрямую, а не через инвертор, как в случае с Mode3. И здесь время зарядки аккумулятора емкостью, например, 24 кВт-ч составляет всего 20-30 минут. Стоимость таких устройств в разы превышает стоимость систем Mode3 и в первую очередь они интересны как коммерческое и инфраструктурное решение.
1- и 3-фазные разъемы
Мощность 1-фазного разъема
T1 составляет
от 3,7 до 7,4 кВт
Зарядные станции Mode3 могут работать в нескольких режимах, которые отличаются максимальной мощностью. При использовании однофазного силового разъема T1 мощность может составлять от 3,7 до 7,4 кВт.
Мощность 3-фазного разъема T2 – от 11 до 22 кВт
А при применении трехфазного силового разъема T2 – от 11 до 22 кВт. В перспективе мощность силового разъема T2 планируется увеличить еще больше – до 43 кВт.
С зарядной станцией Mode3 время зарядки, например, аккумулятора емкостью 24 кВт-ч можно сократить до 3-4 часов при использовании однофазного разъема T1 (мощность – 7,4 кВт при силе тока 32 А) и даже еще больше (2-3 часа) при подключении к трехфазному силовому разъему T2. В сравнении со стандартным режимом Mode2 время зарядки можно ускорить в 3-5 раз.
Ограничения по мощности
Нужно понимать, что договорная мощность в домохозяйствах зачастую ограничена значением в 5 кВт для однофазной сети и 10 кВт для трехфазной.
Поэтому при покупке электрокара, который планируется заряжать дома, стоит проверить значение и при необходимости выяснить возможность. Стоимость этой процедуры может быть очень разной и определяется стоимостью разработки проекта и оформления соответствующей документации, а также стоимостью строительно-монтажных работ по переоснащению объекта. Кроме того, потребляемая мощность может ограничиваться и самим автомобилем (в пределах от 3 до 22 кВт), и в некоторых случаях устанавливать мощную зарядную станцию просто нет смысла.
Домашние настенные зарядные станции
с пластиковым корпусом со степенью пыле- и влагозащиты не ниже IP54 – оптимальное решение для бытового применения. Она может поставляться со встроенным кабелем с разъемом T1 или T2 либо только с силовым разъемом T2 для подключения внешнего кабеля T2-T2 или T2-T1. Во время зарядки кабель блокируется механическим замком.
Парковочная станция
Зарядными станциями коммерческого могут совместно пользоваться в том числе и жители многоквартирных домов, коттеджных городков или таунхаусов.
При применении этих станций появляются возможности контроля доступа, отслеживания объемов потребления электричества и ограничения мощности для разных потребителей. Разграничение прав осуществляется с помощью бесконтактных RFID-карт или аутентификации с помощью приложения на смартфоне.
У вас всегда есть возможность установить зарядную станцию и использовать ее с целью предоставления услуг по платной зарядке — узнайте у нас детали
В отличие от бытовых решений, эти станции часто имеют металлический корпус и увеличенную вандалостойкость.
В парковочных станциях предусмотрено два силовых разъема для подключения кабеля, что позволяет одновременно заряжать два автомобиля. При этом возможности мощности каждого из разъемов аналогичны возможностям бытовой станции и соответствуют стандарту Mode3.
Отличаются парковочные зарядные станции EVlink Parking и функциональностью. Так, станция может обмениваться информацией с электрокаром и реагировать на изменение состояния последнего. Она фиксирует состояние аккумулятора, подключение разъемов силового кабеля и т. д. Во время зарядки силовой разъем здесь блокируется и зарядной стацией, и автомобилем, что не позволяет третьему лицу отключить электрокар. При этом владелец автомобиля легко тсоединит силовой разъем, пройдя, например, идентификацию на смартфоне с предустановленным программным обеспечением.
Требования безопасности
Станция зарядки электромобилей должна обеспечивать безопасность как человека, который осуществляет подключение электрокара, так и самого автомобиля. Она должна быть оснащена автоматическим выключателем, УЗО, защитой от импульсных перенапряжений, иметь соответствующий уровень пыле- и влагозащиты. Для продления срока службы аккумулятора электрокара в зарядных станциях необходима защита от минимального напряжения и от перенапряжения в сети и т. д.
Все эти требования систематизированы автопроизводителями и производителями зарядных станций в совместно разработанном стандарте безопасности Z. E. Ready. Он включает в себя более 40 показателей, которым должны соответствовать современные электрокары и зарядные станции.
Статья взята из журнала «Приватный дом» и сожержит рабочие дополнения автора сайта